0

Трагическая хроника гибели экипажа «Союз-11»

Союз-11

30 июня 1971 года случилось самое трагическое событие за время всей советской и российской истории освоения космоса. Не стало сразу трех членов экипажа «Союз-11» – Георгия Добровольского, Виктора Пацаева и Владислава Волкова.

Череда неудач

Начало 1960-х годов было настоящим триумфом советской космонавтики. Вдохновленные полетом за пределы нашей планеты первого жителя Земли Юрия Гагарина, советские власти развернули программу подготовки по высадке человека на луне. Американцы в этой борьбе сдаваться не собирались и активно проводили испытания, пытаясь хоть здесь одержать первенство. Это у них получилось. 20 июля 1969 года американский астронавт Нил Армстронг впервые ступил на поверхность луны.



Мечтая опередить американцев, наши космонавты хотели получить у ЦК КПСС разрешение полететь под свою ответственность. Однако из-за высокой вероятности катастрофы, власти не решились пойти на столь сильный риск. Это состязание мы проиграли, и «лунную программу» СССР пришлось свернуть.

Во второй половине 60-х годов отечественная космонавтика потеряла сразу несколько выдающихся личностей. В 1966 году умер великий инженер, обеспечивший СССР на долгое время ведущую позицию в космосе, Сергей Королев. 24.04.1967 трагически погиб Герой Советского Союза Владимир Комаров, а в марте 1968 ушел из жизни Юрий Гагарин. Все это оставило отпечаток на развитии космоса и науки страны в целом.
Чтобы как-то реабилитироваться после неудачи на луне, Советский Союз развернул новую программу – создание первой в мире уникальной обитаемой орбитальной станции. Все силы отечественной космонавтики были перекинуты к этому проекту.

Орбитальная станция «Салют»

19.04.1971 ракетой-носителем Протон на орбиту нашей планеты была выведена первая пригодная к нахождению на ней человека орбитальная станция, называющаяся «Салют-1». Она предназначалась для полета и работы трех человек. Станцию планировалось использовать для научных исследований в сфере метеорологии, астрономии, радиоастрономии, изучения атмосферы земли, космического околоземного пространства, проведения технологических и медико-биологических опытов.

«Салют-1» мог длительное время функционировать в автоматическом режиме. Станция вышла на орбиту и 5 дней спустя на корабле «Союз-10» к ней направилась первая экспедиция. Но по причине возникшей внештатной ситуации и неуспешной стыковки высадиться прибывшим не представилось возможным. Корабль чудом удалось увести от Салюта, не повредив стыковочный узел, и вернуть космонавтов на Землю.
После неудачного полета «Союз-10» инженеры начали спешно готовить новую экспедицию. У летательного аппарата необходимо было доработать стыковочные агрегаты.

Схематичное изображение станции «Салют-1» и корабля «Союз»

Схематичное изображение станции «Салют-1» и корабля «Союз»

Счастливая случайность или злой рок

За время пребывания космической станции на орбите, а это почти 4 месяца, к ней должны были направить три экспедиции. В первую, которая вылетела на космолете «Союз-10», вошли Георгий Шонин, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников. Состав экипажа под номером два включал Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Петра Колодина, третьего: Владимира Шаталова, Владислава Волкова, Виктора Пацаева. Помимо основных, был и запасной экипаж в лице Георгия Добровольского, Виталия Севастьянова и Анатолия Воронова. Получается, что именно Леонов, Кубасов и Колодин должны были оказаться на борту «Союз-11».
Однако незадолго до полета Георгий Шонин был отстранен от подготовки к экспедиции. Его заменили Владимиром Шаталовым, на место которого перевели Георгия Добровольского. Так человек, казалось бы, не имевший шансов полететь к первой станции, его все-таки получил.




Дата новой экспедиции «Союз-11» была назначена на 6.06.1971. К космодрому «Байконур» выехали основной и запасной экипаж – Волков, Пацаев, Добровольский. Все воспринимали это, как простую формальность, так как ранее никто никогда не менял участников полета прямо перед стартом.
Однако за три дня до вылета врачи запретили Валерию Кубасову отправляться в экспедицию. Рентген легких показал наличие затемнения. Предположительный диагноз врачей – туберкулез.

Теперь государственной комиссии необходимо было решить, заменить ли одного Кубасова или всю команду. Специалисты сошлись на втором варианте. 6.06.1971 года был запущен летательный аппарат «Союз-11», на борту которого находились командир Георгий Добровольский, инженер-исследователь Виктор Пацаев и бортинженер Владислав Волков.

Немного биографии

Георгий Добровольский родился 1.06.1928. Его родина – Одесса. Получал образование в Одесской специальной школе ВВС No 14, Чугуевском военно-авиационном училище, а затем Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. До присоединения к отряду космонавтов проходил службу летчиком-истребителем в одной из военных частей СССР. Стал командиром космического корабля «Союз-11». Это был его первый полет за пределы Земли.

Бортинженер Владислав Волков родился 23.11.1935. Коренной москвич. Учился в Московском авиационном институте имени Серго Орджоникидзе. Первый раз он оказался в космосе за 2 года до нынешней экспедиции на борту корабля «Союз-7». Полет к «Салюту» был для него вторым по счету.

Виктор Пацаев был рожден 19.06.1933 на территории нынешнего Казахстана. Окончил Пензинский индустриальный институт, затем работал в Центральной аэрологической лаборатории Гидрометслужбы СССР. С 1968 году числится в отряде космонавтов. Свой первый полет совершил к станции Салют-1 в должности инженера-исследователя.

Ход экспедиции





«Союз-11» вовремя и удачно стартовал с «Байконура», утром следующего дня пристыковался к «Салюту». При переходе на станцию участники экспедиции обнаружили проблему – воздух был сильно задымлен. Членам команды пришлось починить систему вентиляции и сутки дожидаться восстановления воздуха, находясь внутри спускаемого аппарата «Союз-11».

Дальнейший полет проходил нормально. Космонавты поддерживали ТВ-связь с Землей, им удалось выполнить все поставленные перед ними задачи. На 11-ый день возникла внештатная ситуация – начался пожар. Встал вопрос о том, чтобы срочно покинуть станцию и вернуться на Землю. Но команде удалось самостоятельно совладать с огнем и продолжить работы.

Советская пресса умалчивала о проблемах на борту «Салюта». Людям сообщалось, что полет проходит хорошо, строго по плану, а самочувствие отличное. Реально же у находящихся на станции было немало сложностей, в том числе межличностные конфликты и противоречия. Бортинженер Владислав Волков, ссылаясь на свой опыт нахождения в космосе, старался самостоятельно решать все вопросы, что вызывало раздражение у его напарников. Подобное поведение не нравилось и специалистам на Земле.
Все же несмотря на тяжелые условия и возникшие проблемы, экипаж космолета «Союз-11» справился со своей задачей на 100%. Планировалось вернуть участников полета на землю и отправить новую экспедицию, которая бы закрепила достигнутые результаты и закончила исследования.

«Салют-1» и «Союз-11» на почтовой марке СССР.

«Салют-1» и «Союз-11» на почтовой марке СССР.

Возвращение на Землю

29 июня планировалось совершить расстыковку космолета «Союз-11» и орбитальной станции. Однако перед тем как отделиться от Салюта, у космонавтов возникла очередная проблема. Находящийся на переходе в спускаемый аппарат люк был закрыт, но панель пульта управления отображала включенный транспарант «Люк открыт». Космонавты несколько раз пытались открыть и повторно закрыть люк, но эти действия оказались безрезультатными.



Эксперты на Земле предположили, что дело в неисправности датчика на обрезе люка. Члены команды заблокировали датчик, подложив под его концевой выключатель небольшой краешек изоляции. Ко всеобщему ликованию, транспарант наконец-то погас. Перед отстыковкой космонавты дополнительно удостоверились, что спускаемый аппарат полностью герметичен. Для этого пришлось сбросить давление в бытовом отсеке. Судя по приборам, все находилось в пределах нормы. В 21 час 25 минут «Союз-11» благополучно отделился от орбитальной станции.

Записи переговоров с экипажем, сделанные в последние минуты перед отключением связи, свидетельствуют о том, что на борту «Союз-11» все было хорошо. Георгий Добровольский доложил, что условия для посадки отличные, а он и его коллеги прекрасно себя чувствуют. После этого двигатель перешел в режим торможения, остановился и корабль начал схождение с орбиты. В момент прохождения через плотные слои атмосферы исчезла связь с экипажем «Союз-11».

Казалось, что посадка идет по плану. В семи тысячах метрах от земли открылся парашют спускаемого аппарата. Вскоре спускающийся «Союз-11» попал в поле зрения группы встречающих вертолетов. Смущало лишь одно – экипаж на связь не выходил, но причиной тому посчитали отказ антенны.
В 2 часа 17 минут спускаемый аппарат сел в заданном районе. Одновременно приземлилась встречающая группа. Медики подошли к кораблю и открыли люк, но голосов экипажа не услышали.

Без признаков жизни

Поисковая группа обнаружила космонавтов без сознания в «Союз-11». Они располагались в своих креслах с отстегнутыми плечевыми ремнями, а у Добровольского ремни были перепутаны и застегнут лишь верхний поясной замок. Врачи вытащили космонавтов из аппарата и принялись проводить реанимационные мероприятия.

Медики не сразу поняли, насколько все серьезно. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца делались до тех пор, пока всем не стало понятно, что космонавтов уже не вернуть к жизни. Усилия врачей оказались безуспешными, и в Центр управления полетами сообщили, что весь личный состав погиб.

Почтовая марка СССР. 1971. Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков, В. И. Пацаев

Почтовая марка СССР. 1971. Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков, В. И. Пацаев

Причины трагедии

Пока вся страна скорбила о погибших космонавтах, специалистам необходимо было как можно скорее провести расследование и установить причины гибели личного состава в «Союз-11». Вердикт был однозначным – разгерметизация. Первым делом проверили люк, с которым возникли проблемы при отстыковке, но он был полностью исправным.

Причина нашлась практически сразу. Неисправен был вентиляционный клапан. Предназначался он для поддержания системы жизнеобеспечения на борту спускаемого аппарата и открывался автоматически на высоте четырех километров с целью выравнивания давления внутри. При посадке корабля «Союз-11» этот люк открылся в 150-ти километрах от поверхности Земли в полном вакууме.




Что послужило причиной преждевременного открытия люка, так и не удалось достоверно установить. По официальной версии, разгерметизацию спровоцировал подрыв пиропатронов при разделении отсеков спускаемого аппарата. Однако во время попытки воссоздать ситуацию на Земле воспроизвести этот вариант развития событий не получилось.

Космонавты Волков, Пацаев, Добровольский умерли от острого кислородного голодания и декомпрессионной болезни. Шансов выжить в создавшихся условиях у них не было.

Что происходило на борту в те роковые минуты

В момент, когда отсеки корабля «Союз-11» разделились, давление в кабине начало резко падать. Воздух выходил из спускаемого аппарата, издавая страшный свист, при этом образовался сильный туман. У космонавтов было очень мало времени на то, чтобы разобраться с причинами случившегося. Они попытались отключить все приборы, чтобы услышать, откуда выходит воздух. Добровольский успел проверить состояние люка, с которым возникли проблемы при отсоединении от станции.

Когда космонавты поняли, в чем дело, времени у них уже не оставалось. Самочувствие их резко ухудшалось с каждым мигом. Из-за острой декомпрессионной болезни члены экипажа ощущали дикую боль во всех частях своего тела. Резкий перепад давления привел к разрыву барабанных перепонок, и космонавты перестали слышать. Сознание их начало угасать уже через двадцать секунд после случившейся разгерметизации.

Но даже в условиях стресса, паники и ужасной боли экипаж корабля «Союз-11» успел сообразить, что причина аварии в вентиляционном люке. Кто-то из космонавтов даже попытался перекрыть его, но потерял сознание. Смерть их наступила еще до посадки, примерно через 2 минуты после начала разгерметизации.

Последствия и выводы

После ужасной трагедии, унесшей жизни личный состав «Союз-11», СССР на время приостановил пилотируемые полеты. Станция «Салют-1» новых экспедиций не принимала.
Очевидно, что космонавты могли бы выжить, если бы на них были скафандры. Отменили их с целью экономии места в кабине и увеличения количества членов экипажа. Летательные аппараты признавались надежными и безопасными, разгерметизация их исключалась. И хотя инженеры утверждали, что катастрофа была единичным случаем и больше не повторится, было решено все последующие полеты обязательно проводить в скафандрах.




Помимо этого, было тщательно пересмотрено расположение органов управления корабля. Ее разместили таким образом, чтобы любое действие можно было выполнить, не вставая с места. Количество членов экипажа сократили до двух человек, на месте третьего же была размещена установка автономного жизнеобеспечения.

Погибших членов экипажа «Союз-11» захоронили в Кремлевской стене. Их память увековечена в названиях улиц по всей территории бывшего Советского Союза.

Не забывайте делиться. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *