0

Первые люди в открытом космосе

Космонавт в открытом космосе

18 марта 1965 – знаменательная дата не только для жителей нашей страны (тогда – СССР), но и для мировой космонавтики. Именно в этот день побывали первые люди в открытом космосе. Полет был совершен при участии двух человек – Алексея Леонова и Павла Беляева. Космическое пространство они отправились покорять на усовершенствованном корабле «Восход-2».

Политическая подоплека





Первостепенной задачей для руководства СССР было опередить американцев и первыми отправить в открытый космос своего пилота. Ранее предпринимались попытки запуска ракет-носителей, но человек не покидал пределов летательного аппарата. Например, известный полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. А в 1964 году советский «Восход» доставил на орбиту сразу трех космонавтов, что тоже было громадным шагом вперед.

Что касается США, то в 1965 году они собирались совершить пять пилотируемых пусков. А выход первого человека в космос американцы хотели осуществить в марте (по факту удалось это сделать только в июне).
Почему руководство СССР так торопилось поскорее отправить своих пилотов в открытый космос? Дело в том, что со стороны двух сильнейших держав – США и Советского Союза – началась отчаянная битва за Луну. Но лунный корабль по своей конструкции гораздо сложнее, чем капсула для надземных путешествий, он включает командный модуль, камеру для посадки на поверхность, цистерны для транспортировки топлива. Но столь мощных ракет, способных отправить на орбиту такую махину, не было ни у СССР, ни у США, собирать аппараты с отсеками в те времена еще не умели. Оставался один выход: доставлять в несколько полетов части судна на Луну, а уже только потом перемещать экипаж в нужный модуль. Но делать это людям пришлось бы, выходя в открытый космос.

Конструкция корабля

Выход человека в отрытый космос в 1965 году осуществлялся с борта «Восход-2». Он является усовершенствованным вариантом другого аппарата – «Восход-1», использовавшегося для полета 12 октября 1964 года. Тогда пилотами стали сразу три человека: Владимир Комаров, Борис Егоров, Константин Феоктистов.

Схема Восход-2

Схема Восход-2

Справка. «Восход-1» – космический корабль СССР, вышедший на орбиту в 1964 году с космодрома Байконур. Кабина проектировалась для двух пилотов, но по указу Хрущева в полет были отправлены 3 человека. Увеличение количества человек потребовало отказаться от использования скафандров, чтобы все трое смогли уместиться в тесной кабине. В случае ЧП космонавты бы погибли за считанные секунды.



«Восход-2» имел диаметр 2,5 метра, высоту – 4,5 метра, весил 6 тонн. Его принципиальным отличием от корабля-предшественника стало наличие особой камеры (еще называние «Волга») – надувного шлюза для безопасного выхода в открытый космос. Она состояла из 36 воздушных секций, поделенных на 3 независимых группы. Диаметр камеры составлял 1,2 метра, рабочий диаметр (проход, которым пришлось пользоваться Леонову) – 1 метр, длина – 2,5 метра. От кабины ее отделял герметизирующий люк, оснащенный автоматическим и ручным управлением. Также здесь были две кинокамеры, освещение. На этапе подготовки к посадке камера отстреливалась.

Справка. На американском орбитальном корабле «Джемини» была возможность разгерметизации камеры, где находился человек. Советские инженеры считали такое действие крайне опасным, поскольку нельзя было точно предугадать, как будут функционировать приборы в вакууме. По этой причине и был создан специальный надувной шлюз.

Однако в полной мере испытать его не удалось: 22 февраля 1965 года беспилотник «Космос-57» (близнец «Восход-2») во время полета исчез с радаров. Позже выяснилось, что были поданы две идентичные команды на закрытие шлюза. Автоматика распознала один из сигналов как команду на спуск, также были получены координаты, показывающие, что корабль упадет не в пределах СССР, после запустилась система аварийного подрыва. Она была на всех спутниках, чтобы при ЧП аппарат не оказался в руках неприятеля.

Скафандры

Первый космонавт, вышедший в открытый космос, был облачен в скафандр «Беркут». Он представлял собой материал с многослойной герметичной оболочкой, позволяющей поддерживать стабильное давление и температуру. Выполнен в белом цвете в целях отталкивания лучей солнца, шлем дополнен затемненным стеклом. Его вес вместе с ранцем – 40 кг. Скафандр был надет на обоих членах экипажа.

Скафандр «Беркут»

Скафандр «Беркут»

Полет и выход в космос

Выход человека в открытый космос в 1965 году произведен 18 марта с аппарата «Восход-2», запущенного в 10 утра по московскому времени с площадки Байконур.
В момент завершения первого витка по орбите экипаж начал подготовку выхода. Командир Беляев помог пилоту Леонову надеть ранец, обеспечивающий кислородом. В назначенное время командующий начинает подготовку камеры. Беляев наполнил шлюзовой модуль воздухом и отпер люк, отделявший его от кабины. Леонов переместился туда. Далее Беляев задраивает люк и переходит к разгерметизации.




В момент прохода «Восход-2» над Египтом командир открывает наружный люк шлюза, и его напарник оказывается в вакууме. Произошло это в 11.32 (по мск). Спустя 2 минуты (в 11.34) Леонов выходит в открытый космос.

Согласно подготовленной инструкции, космонавт 5 раз удалялся от аппарата и возвращался к нему. Единственное, что соединяло его с «Восход-2» – стальной фал длиной 5.35 метра. Будучи в отрытом космическом пространстве, Леонов видел Черное море, Кавказский хребет, Волгу, Иртыш и Енисей. Надо отметить, что нагрузки в условиях вакуума тяжело переносились человеческим организмом. Так, у Леонова отмечались: повышение температуры тела до 38 градусов, учащенное поверхностное дыхание выше нормы, чрезмерная потливость, перегрев тела, тахикардия.

Первые космонавты в открытом космосе, а точнее, один из них, провели ряд опытов, после Леонов должен был вернуться на борт.

Возвращение на корабль

Несмотря на длительные подготовки и проработку сотен нештатных ситуаций, Леонов при возвращении на борт судна не смог сразу попасть в шлюз.

За небольшой промежуток времени нахождения в открытом космосе скафандр космонавта деформировался и раздулся от повышенного давления (внутри оно составляло 0,5 атм, снаружи – 0). Как после рассказывал сам Леонов, он будто очутился внутри воздушного шара – абсолютно не чувствовал конечностей.

Без доклада на Землю космонавт сбрасывает давление с показателя 0,5 до 0,27, возвращаются тактильные ощущения. Теперь Леонов может собрать удерживающий его фал, взять кинокамеру и войти в шлюз. На самом деле, сбрасывая давление, космонавт рисковал, так как при наличии азота в крови, он бы закипел.

Но при попытке войти в шлюз Леонов снова сталкивается с серьезным препятствием. По инструкции, космонавт должен вернуться на корабль «вперед ногами», но этого не удавалось сделать, поскольку диаметр шлюза был всего 1 метр. В то же время Леонову грозила опасность задохнуться – кислород был на исходе. Нарушая предписанные правила, выходец в космос, пытается протиснуться в шлюз головой вперед, помогая себе руками. Последние силы ушли на то, чтобы закрыть люк и отдать команду на выравнивание давления. Произошло это в 11.47.




В 11.48 внешний люк шлюза закрыт, а спустя 3 минуты запускается нагнетание воздуха. В это время аппарат пролетал над Якутией. В целом Леонов, кто первый вышел в космос, присутствовал там 12 минут 9 секунд.

Справка. Положения Международного спортивного кодекса гласят, что время пребывания в открытом космосе берется с момента выхода человека из шлюза и до возвращения. Именно поэтому Леонов пробыл в открытом пространстве 12 минут 9 секунд, а после покидания кабины пилота и до возвращения туда прошло 23 минуты 41 секунда.

Шлюзовая камера корабля «Восход-2»

Шлюзовая камера корабля «Восход-2»

7 часов на «пороховой бочке»

Сразу после закрытия люка пилотов подстерегала новая опасность. Парциальное давление кислорода выросло до 460 мм, и показатель увеличивался (норма – 160 мм). Проскочи хоть одна искра в электроприборе, корабль бы сразу разорвало. В дальнейшем выяснилось, что люк был закрыт не полностью, так как кожух «Восход-2» незначительно деформировался из-за перепада температур (корабль был обращен одной стороной к Солнцу, и температура на поверхности обшивки была +150 градусов, а в тени – минус 140). Через образовавшееся отверстие и проникал воздух. Другая опасность заключалась в том, что пилотам из-за повышенного расхода могло не хватить кислорода на все 17 витков.

Возвращение




По расписанию посадка должна была начаться после завершения 17-ого витка, но произошел сбой в работе тормозной двигательной установки, поэтому корабль продолжил движение. Причиной стал отказ автоматики из-за отстреливания уникальной шлюзовой камеры.

Павел Беляев по инструкции переводит корабль на ручное управление. Далее командиру приходится покинуть кресло (они расположены к панели управления под прямым углом, поэтому манипуляции проводить в таком положении невозможно), чтобы проложить маршрут и привести в действие тормозную двигательную установку. На все эти действия Беляев потратил 22 секунды, за это время аппарат успел пролететь лишних 165 километров к северо-востоку.

Корабль начал снижение и упал не в той точке, куда должен был приземлиться изначально. У пилотов был только передатчик КВ, по которому они отправили сигнал. Приземление корабля зафиксировано 19 марта в 12.02 вблизи города Березники (Пермская область).

Ночевка в тайге

После приземления испытания для людей, которые первыми вышли в космос, не закончились. Космонавтам предстояло переночевать в тайге. Леонов рассказывал, что в скафандре в буквальном смысле было несколько литров воды. Пилотам пришлось раздеться, выжать белье и одеться снова. Чтобы не замерзнуть в -25, они использовали теплоизоляцию обшивного материала кабины, обмотав им себя, закрепили это все парашютными стропами.

Через 4 часа космонавтов обнаружил вертолет. Однако эвакуировать людей он не мог из-за отсутствия площадки для посадки. Леонову и Беляеву пришлось развести костер и ждать помощи. Только 20 марта к месту падения аппарата пробрались несколько групп спасателей, которые прыгали с вертолета, а после шли еще 3 часа на лыжах.

21 марта подготовили площадку для вертолета. На Ми-4 Беляева и Леонова увезли в Пермь, где они предоставили отчет о завершении полета. Всего он занял 1 сутки, 2 часа, 2 минуты и 17 секунд.

Советские космонавты успели опередить американцев. Они вышли в открытый космос на 2,5 месяца раньше. Космонавт США вышел в открытый космос только 3 июня 1965 года.

20 октября 1965 года МАФ (Международная авиационная федерация) подписала документ о мировом рекорде нахождения человека в космосе и рекорде по максимальной высоте полета – 497,7 километра.

Не забывайте делиться. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *