Галактические стены Космос

Космос может вызывать самые разные чувства. Вид звёздного неба, туманности и галактики восхищают своей красотой. Войды, огромные области пространства, где на миллионы световых лет нет ничего, ни звёзд, ни планет, они пугают своей пустотой. А космические расстояния и размеры заставляют нас почувствовать себя бесконечно маленькими и ничтожными. Нам людям, привыкшим в повседневной жизни измерять расстояние метрами и километрами, очень сложно осознать масштабы вселенной. Чтобы долететь до ближайшей к Солнцу звезды на современных двигателях, понадобится десятки тысяч лет. Хотя это можно сказать наши космические окрестности, всего-то четыре световых года. Однако вся наша Галактика уже 100 000 световых лет в поперечнике, а диаметр крупнейших галактик вроде IC 1101 может достигать миллионов световых лет. Сегодня мы поговорим не о звёздах и не о галактиках, а о крупнейших известных структурах во вселенной, и узнаем, что такое галактические стены или великие стены.

Где и что находится

За последнюю сотню лет наше представление о Вселенной радикально изменилась. Ещё в начале 20 века мнение о том, что наша галактика Млечный Путь это и есть вся Вселенная была доминирующим. Сейчас мы знаем, что наша Галактика лишь одна из сотен миллиардов. Она вместе с Магеллановыми Облаками и ещё несколькими карликовыми галактиками находятся в подгруппе Млечного пути, то есть они все связаны гравитационно.

В свою очередь наши подгруппы является частью местной группы галактик, куда входит ещё галактика Андромеда и Треугольника со своими спутниками. Сейчас известно больше 50 галактик в местной группе. До недавнего времени местную группу относили просто к Сверхскоплению Девы. Однако сейчас Сверхскопление Девы считают частью ещё большего Сверхскопления Ланиакеи, которая содержит в себе примерно 100 тысяч галактик и растянулась на 520 миллионов световых лет.

На фото ниже вы можете наблюдать компьютерную симуляцию вида сверхскопления. Красная точка с права — это Млечный Путь.

Галактические стены

Мы добрались уже до очень крупного масштаба, где счёт идёт на сотни миллионов световых лет. Наверняка многие из вас видели вот это изображение, оно ниже.

Галактические стены

Это компьютерная модель крупномасштабной структуры Вселенной. Ярко выраженная структура напоминает паутину. Тёмные области — это гигантские пустоты или войды. И конечно филаменты или галактические нити, которые состоят из скоплений и сверхскоплений галактик, среди нитей выделяют галактические стены или по-другому называют великие стены.

Что из себя они представляют

На данный момент именно великие стены удерживают рекорды крупнейших структур во вселенной. Их называют стенами потому что они имеют более плоскую форму.

Первая такая стена была обнаружена только в 1989 году, это великая стена или стена CfA2. Сложность обнаружения стены заключалась в том, что чтобы узнать её структуру нужно определить координаты галактик в трёхмерном пространстве. Для этого использовался обзор красного смещения, благодаря которому стена была обнаружена. Состав стены входит сверхскопление Льва, Геркулеса и Волос Вероники в длину она достигает 750 миллионов световых лет ширина около 300, но в толщину всего 16 миллионов световых лет. Какое-то время стена CfA2 удерживала рекорд крупнейший известной структуры.

Но в 2003 году была открыта великая стена Слоуна, а она уже достигает в длину почти 1,4 миллиарда световых лет. Расположилась она в области созвездие Гидра, Ворон и Кентавр.

Как находят и изучают такие большие структуры

Но возможно у вас возникает вопрос, как именно находят такие великие стены. Да и вообще, как изучают крупномасштабную структуру вселенной в целом. Собственно, великая стена Слоуна обнаружена благодаря Слоуновскому цифровому небесному обзору, на английском сокращаются как SDSS.

Но, что значит обзор, задача этого проекта изучать непросто отдельные объекты, а составлять подробную трёхмерную карту неба доступного в точке наблюдения.

Два главных инструмента — это широкоугольный телескоп с диаметром главного зеркала два с половиной метра и спектрограф, который измеряет спектры отдельных объектов.

Но как он измеряет спектры отдельных объектов если это широкоугольный телескоп и в поле его зрения попадает сразу множество объектов. А это кстати очень интересно.

Телескоп делает снимок участка неба, астрономы выбирают галактики и делают точные измерения их координат. На основании этих данных в специальных металлических пластинах в строгом соответствии с координатами объектов делаются отверстия. И для разных участков небо делаются отдельные пластины. Одна такая пластина соответствует участку небо шириной примерно равный шести диаметрам Луны. Далее каждому отверстию подключается оптическое волокно. И волокно проводит свет от отдельного объекта в спектрограф и учёные получают спектр объекта. Это позволяет узнать много об объекте и в частности красное смещение.

Главное, что это позволяет узнать расстояние до объекта, а значит сопоставив телескопические наблюдения с данными о расстоянии, можно построить трёхмерную карту астрономических объектов.

Проект изучил более тридцати пяти процентов небесной сферы, 500 миллионов объектов и получил спектры более 3 миллионов объектов. Так в результате работая с SDSS и построение трёхмерной карты, была и обнаружена великая стена Слоуна.

Какие существуют великие стены

Несколько лет великая стена Слоуна удерживала рекорд крупнейший известной структуры наблюдаемой вселенной.

Однако затем была обнаружена великая стена Геркулес — Северная Корона она растянулась на невообразимые 10 миллиардов световых лет. На сегодняшний день это самая большая известная структура в наблюдаемой вселенной. Об открытии объявили в 2013 году и с тех пор были ещё исследование в пользу её существования.

Например, вот это. В отличие от великой стены Слоуна, она была обнаружена другим способом. В данном случае использовались гамма-всплески, которые происходят достаточно редко, и их концентрация в одной области означает большую концентрацию материя. Были использованы данные космических и наземных телескопов которые работают в гамма и рентгеновских диапазонах. В небе изучались гамма-всплески и по их концентрации в одной области было обнаружено огромное сверхскопление галактик.

Кроме трёх упомянутых стен, есть и другие крупномасштабные структуры сотни миллионов, и миллиарды световых лет. Не все они являются именно стенами.

Учёные продолжают изучать вселенную и возможно в будущем нас вновь паразит открытие новой самой большой структуры во вселенной.