Ланиакея

Ланиакея Космос

Сверхскопление Ланиакея – это массивное скопление галактик. В нём находится сверхскопление Девы. Его составляющей является Местная группа с Млечным путём, в котором находится Солнечная система. Иными словами, Млечный путь – это невообразимо малая часть Ланиакеи. Интересно, что в центре сверхскопления располагается так называемый Великий аттрактор – область, куда устремляются объекты, находящиеся в нём.

Размеры скопления и состав

Диаметр этого объекта огромен – 520 млн световых лет. Масса равна 100 квадриллионов солнечных масс. Это в сто раз больше веса Сверхскопления Девы. Суперкластер Ланиакея содержит приблизительно 100 тыс. галактик с одинаковым направлением движения. В кластере находятся:

• Местная группа с Млечным путём и, соответственно, с Солнечной системой;
  • Скопление Павлина-Индейца;
  • Южное скопление;
  • Большое скопление Гидры-Центавра вместе с Великим аттрактором.

Объекты, подобные Ланиакеи относятся к наиболее масштабным компонентам структуры Вселенной. Она образована огромными нитями и листами, между которыми расположены пустоты – войды. В войдах нет скоплений звёзд.

Наименование «Ланиакея» предложил использовать Нава’а Наполеон – научный сотрудник Общинного колледжа Гавайского университета, находящегося в Гонолулу.

Что такое Великий аттрактор

Так называется гравитационная зона, локализованная в 250 миллионах световых лет в созвездии Наугольник. Его масса в 100 тысяч раз превышает показатели Млечного пути. Плотность вещества здесь ненамного превышает среднюю плотность во всей Вселенной. Однако за счёт огромных размеров масса объекта настолько велика, что он формирует огромные потоки галактик. Великий аттрактор способен изменять вектор движения галактик, находящихся на огромных расстояниях.

Великий аттрактор формирует центр тяжести структуры Ланиакея. Вероятно, что он является большим галактическим скоплением. Непосредственное наблюдение Великого аттрактора невозможно, потому что он находится в зоне избегания. Это область, наблюдение за которой усложняются плоскостью нашей галактики. В ней расположено большое количество космических объектов и межгалактической пыли.

Природа этого объекта неизвестна. Профессор Гавайского университета Б. Талли считает, что галактики подобны кускам дерева в океане. «Течениями» они уходят от «островов», то есть галактических кластеров, к самому близкому «материку», то есть к Большому аттрактору.

Как было открыто сверхскопление

Во второй половине ХХ в. астрономами была проделана огромная работа по исследованию плотности и расширения Вселенной. В процессе этой работы исследовались схемы галактических течений в результате непрерывного расширения Космоса. Для изучения движения галактик астрономам интересно измерение так называемого красного смещения в спектре излучения. Чем быстрее удаление галактики, тем больше красное смещение.

В ходе измерения расстояний между галактиками, скорости их вращения были установлены космические течения и составлен их каталог. Оказалось, что среди огромной массы данных пряталась огромная, неизвестная ранее структура. Обнаружено также, что все скопления звёзд и галактик движутся к некоей области. И если бы Вселенная не расширялась, то все галактики слились в одну огромную структуру. Так была открыта гигантская совокупность – Ланиакея.

Скопление было открыто учёными с использованием телескопа Национального фонда Грин Бэнк и прочих телескопов. Открытие изменяет полученные ранее представления о галактиках и её месте в системе других звёздных скоплений.

По словам ведущего автора исследования скопления Р. Брент Талли (астронома Гавайского университета, Маноа), установлены контуры, которые позволяют определить границы нашего космического дома. Астроном сравнивает это со случаем, когда человек впервые понимает, что его город – это часть большой страны, которая граничит с соседними государствами.

Каков же «космический адрес» нашей планеты

Наш общий дом – Земля обращается вокруг Солнца со скоростью около 30 километров в секунду. Солнце же обращается по орбите вокруг центра Галактики со скоростью около 200 километров в секунду. Млечный Путь, как и вся Местная группа галактик обращается вокруг загадочного центра масс в направлении Центавра («Великий аттрактор») со скоростью 600 км в секунду. Фактически всё, что есть в Ланиакее, устремляется к «Великому аттрактору».

«Рядом» с Млечным путём находятся Большие и Малые Магеллановые облака (на расстоянии 180 – 220 тыс. световых лет). Андромеда, видимая невооружённым глазом, удалена на 2,5 млн световых лет. Эти и другие галактики входят в так называемую местную группу. Она и другие группы галактик («нить», или «отрог» Льва, облака Насоса, Золотой Рыбы) входит в сверхскопление Девы. А сверхскопление Девы входит в Ланиакею. И таких Ланиакей во Вселенной много.

Адрес наш определить просто: Земля, Солнечная система, рукав Ориона, Млечный путь, Местная группа, сверхскопление Девы, Ланиакея.

Вероятно, Ланиакея поможет учёным исследовать тайны тёмной энергии. Это малоизвестная сила, открытая в 1998 году, которая управляет ускорением расширения Вселенной. Этим тёмная энергия влияет на конечную судьбу нашего огромного и не до конца изведанного мира. Это скопление вполне может быть частью ещё более крупной структуры Вселенной, которую предстоит открыть астрономам в будущем.