Строение Вселенной

Строение Вселенной Космос

Строение Вселенной сложное, знания об этом основаны на астрономических наблюдениях и методах радиолокации.

Масштабы Вселенной

У слова «вселенная» два значения. Первое – философское, обозначает весь мир, всё, что нас окружает. Второе – астрономическая вселенная, представляющая собой не абстрактное понятие, а материальные тела. Это то, что ещё называется космосом. С Земли можно увидеть небольшую часть Вселенной.

Люди с древности интересуются космосом, звёздами. Но строение Вселенной полностью не изучено до сих пор. Связано это с её огромными масштабами. Даже маленькая по сравнению с её размерами Солнечная система для человека огромна. Если построить её макет, взяв диаметр Солнца за 7 см, то Земля будет размером около 0,5 мм, а расстояние от неё до Солнца – 76 м.

Поэтому земные меры длины в масштабах Вселенной не применяются. В популярной литературе пользуются понятием «световой год». Это расстояние, равное около 10000 миллиардов километров.

В научной литературе пользуются такой единицей измерения, как парсек. Он составляет около 3,3 светового года. Ближайшая к нам звезда находится на расстоянии 1,3 парсек, а Солнце от центра Галактики удалено на 8000 парсек. Поэтому так сложно изучать строение Вселенной, и так мало человек знает о ней.

Войды и галактические нити

Если представить, что можно взглянуть на строение Вселенной со стороны, видно, что она состоит из плотных тел и пустот. Плотные тела или галактические нити представляют собой скопление и группы галактик. Между ними расположены войды или пустоты. На самом деле они непустые, просто концентрация небесных тел в них намного меньше.

Размеры войдов могут составлять от 10 до 150 мегапарсек. Учёные считают, что они занимают половину всего пространства Вселенной.

Из чего состоят галактические нити

Галактические нити – это одна из частей Вселенной. Состоят из галактик, образующих «стены», скопления, группы:

• Иногда галактики объединяются в группы до 100. Они связаны гравитацией, отделены от других групп в пространстве.
  • Скопление галактик – это объединение их в систему, связанную гравитацией. Могут быть правильными и неправильными. Обычно включают более 100 галактик.
  • Сверхскопление галактик – это самое крупное образование. Состоит из групп, скоплений и отдельных галактик. Представляют собой разветвлённую сеть волокон, между которыми расположены войды.

Строение галактик

Галактики – это связанные системы из сотен миллиардов звёзд, планет, астероидов, комет. Вращаются вокруг одного центра. Они бывают шаровидные, спиральные, с перемычкой, карликовые. Наша галактика называется Млечный путь, относится к спиральным с перемычкой. Ближайшие к ней – Туманность Андромеды, Большие и Малые Магеллановы облака. Точное количество галактик неизвестно.
Но кроме видимых объектов пространство наполняет межзвёздный газ, космическая пыль, электромагнитное излучение, тёмная материя. Межзвёздный газ прозрачен, очень разрежен. Концентрируется менее 1 атома водорода на 1 см3. Космическая пыль может быть видимой, некоторые частицы имеют размер 0,1 мм.
Тёмная материя – недавно открыта, поэтому мало изучена. Она невидима, не обнаруживается приборами, не излучает. Только вступает в гравитационное взаимодействие с видимыми объектами и излучением.

Звёзды

Звезда – это небесное тело, в ядре которого происходят термоядерные реакции. Из-за этого оно светится. По цвету бывают голубые, жёлтые, красные или белые. Масса звёзд может составлять от 0,05 до 80 солнечной массы. Наше Солнце – это тоже звезда, относится к жёлтым карликам. С Земли можно увидеть около 3 тысяч звёзд, многие из них имеют названия.
Есть одиночные, двойные и тройные. Некоторые собираются в группы – звёздные скопления. Объединяются звёзды в системы – группу тел, связанных гравитацией. Они называются галактиками.

Схематическое изображение Земли и более крупных астрономических объектов, в которые она входит.

Планетные системы

Это объединение планет, их спутников, астероидов и других небесных тел, которые вращаются вокруг звёзды, например, Солнечная система.

• Планета – это небесное тело, обычно вращается вокруг звёзды.
  • Спутник – небесный объект, которое вращается вокруг другого большего по размеру.
  • Астероиды – твёрдые тела, движутся по орбите. Их диаметр от 1 км и больше.
  • Метеороиды – самые маленькие небесные тела. Они твёрдые и располагаются свободно в межзвёздном пространстве.
  • Комета – это небольшой космический объект, вращающееся вокруг звёзды. Представляет собой ядро, которое состоит изо льда и каменистых частиц. Под действием излучения звёзд оно испаряется. Поэтому ядро окружено облаком газов – комой и имеет хвост.

Изучать строение Вселенной очень интересно. Несмотря на наличие мощных телескопов, спутников, человек может увидеть только её малую часть.