Устройство Вселенной

Устройство Вселенной Космос

Древние люди считали Землю плоской, а в разных цивилизациях были свои представления об устройстве мира. Во всех культурах Земля была центром мироздания. Сегодня мы поговорим про современное устройство Вселенной, кратко пробежимся по этой теме.

Древнее представление о строении и мира

С появлением идеи шарообразной Земли, которую приписывают Пифагору, стала развиваться концепция геоцентризма. При которой Земля находится в центре Вселенной, а Солнце, Луна, планеты и звёзды вращаются вокруг. Эта система имела различные модификации, которые создавались в попытках объяснить нестыковки с наблюдениями. В этой статье мы проследим историю изменения представления человечества о вселенной.

И за точку отсчёта возьмём геоцентрическую модель Птолемея. До появления первых телескопов, модели мироустройства включали в себя Землю, Солнце, Луну, пять известных на тот момент планет и звёзд. И согласно Птолемею, в центре Вселенной находилась статичная и не вращающаяся вокруг своей оси Земля.

Затем на твёрдых сферах по порядку располагаются Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. За планетами сфера звезд, а затем перводвигатель, который объяснял видимое суточное вращение неба. В птолемеевской модели планеты двигались непросто по кругу, а в их движение было задействовано по двум сферам. Большая сфера называлась дифферент, а меньшая — эпицикл. Сделано это было для того, чтобы объяснить неравномерное движение тел по небу. Но и этого было недостаточно, чтобы модель относительно совпадала с наблюдениями. Поэтому Птолемей использовал понятие кванта, уравнивающей точки. Эта система доминировала многие сотни лет.

«Фигура небесных тел» — иллюстрация геоцентрической системы мира Птолемея, сделанная португальским картографом Бартоломеу Велью в 1568 году. Хранится в Национальной библиотеке Франции

Как делались открытия об устройстве Вселенной

На смену геоцентрической приходит гелиоцентрическая модель. Сама идея была известна ещё в Древней Греции, но тогда она не получила развитие. Вернул идею в 16 веке Коперник, а усовершенствовал и вывел свои законы Иоганн Кеплер.

Затем Галилео Галилей открыл спутники Юпитера, доказав тем самым, что не все объекты вращаются вокруг Земли. Ещё в свой телескоп он наблюдал изменение фазы Венеры, что объясняется тем, что она вращается вокруг Солнца. Так Земля перестала быть центром Вселенной.

Джордано Бруно высказал идею, что звёзды — это тела подобные Солнцу. Хотя и эта мысль была неновой. А после вклада Исаака Ньютона с его законами, где модель в котором Солнце является центром нашей планетарной системы и лишь одна из многих звёзд, стала общепринятой. Параллельно делались открытия и новых объектов внутри Солнечной системы.

Так, в 1781 году Уильям Гершель открыл Уран. А в 1801 году была открыта Церера, которую сначала ошибочно считали планетой, а затем и другие объекты в этой области, которую затем стали называть поясом астероидов. А в 1846 году был открыт Нептун. После того как Галилей, используя свой телескоп выяснил, что Млечный Путь на небе состоит из множества звёзд. А затем в середине 18 века Томас Райт, а за ним Иммануил Кант высказали идею, что Млечный Путь — это вращающийся диск, состоящий из звёзд, система подобные нашей Солнечной, только на гораздо большем масштабе. А первое систематическое исследование, попытка описать форму нашей галактики и наше в ней место было проведено Уильямом Гершелем. Хотя он ошибочно считал, что Солнце располагается близко к центру галактики.

Уже тогда высказывались предположения, что некоторые туманности могут оказаться другими звёздными системами подобными нашей галактике, но доказать этого не удавалось до 20 века.

В начале 20-х годов двадцатого века, Эдвин Хаббл, используя крупнейший на тот момент телескоп доказал, что ряд туманностей находится слишком далеко чтобы быть частью нашей галактики и что они являются целыми галактиками как наш Млечный Путь.

В 1927 году Джорж Леметр предположил, а в 1929 году Эдвин Хаббл измерил красное смещение удалённых галактик и доказал, что они удаляются от нас. Это означало, что Вселенная расширяется.

В 1930 году был открыт Плутон, а затем на рубеже 20 и 21 века после открытия других объектов он становится частью Пояса Койпера. Кроме того, существует гипотеза, что Солнечная система окружена облаком Оорта, которое является источником долгопериодических комет.

До 80-х годов двадцатого века не было достоверно известно, существуют ли планеты у других звёзд. На сегодняшний день уже было открыто много экзопланет и судя по всему в нашей Галактике их миллиарды. Ещё стали открывать планеты-сироты, о которых мы писали.

Крупномасштабная структура Вселенной, как она выглядит в инфракрасных лучах с длиной волны 2,2 мкм — 1 600 000 галактик, зарегистрированных в Extended Source Catalog как результат Two Micron All-Sky Survey. Яркость галактик показана цветом от синего (самые яркие) до красного (самые тусклые). Тёмная полоса по диагонали и краям картины — расположение Млечного Пути, пыль которого мешает наблюдениям

В 1998 году стало известно, что Вселенная не просто расширяется, а делает это с ускорением. Безусловно между всеми этапами о которых говорилось существует очень много других идей и открытий, а также ещё много имён, которые сделали свой вклад в представление человечества о Вселенной. От мира, в котором Земля была центром Вселенной мы пришли к знанию того, что мы живём на маленькой планете, которая вращается вокруг небольшой, среднестатистической звёзды. Это лишь одна из сотен миллиардов в нашей Галактике. Которая в свою очередь тоже является лишь одной из сотен миллиардов других галактик. И возможно это тоже не предел. Высказываются предположения, что наша вселенная лишь одна из многих в мультевселенной.

Так мы кратко узнали про устройство Вселенной, надеюсь, что было всё просто и понятно.