Луна-16

Луна-16 Луна

В 1970 году в космическое пространство Советским Союзом была запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-16». Её задача заключалась в доставке образцов грунта с лунной поверхности.

Составные части комплекса

В состав комплекса входили:

  1. Посадочная ступень, обеспечивающая прилунение и отправку с Луны обратно на Землю. Она подходила для всех космических станций из серии, к которой относилась «Луна-16», и была аппаратом, служащим для доставки на естественный спутник различной научной аппаратуры.
  2. Ракета «Луна-Земля», чья роль заключалась в отправке возвращаемого аппарата с лунной поверхности обратно домой.
  3. Возвращаемый аппарат (ВА) в виде сферы, содержащий три отсека.

Не обошлось и без опознавательных знаков. Посадочная ступень была оснащена металлическим вымпелом, на котором красовалось название нашей страны и гербом СССР. На возвращаемом аппарате тоже были отличительные знаки Советского Союза.

Характеристики Луна - 16
Характеристики Луна — 16

Посадочная ступень

Посадочная ступень, являющаяся многоцелевым ракетным блоком, была оснащена ракетным двигателем жидкостного типа, топливными баками, приборными отсеками, опорами для амортизации при соприкосновении с Луной и имела устройство для забора лунной породы. Грунтозаборное устройство было оборудовано станком, способным пробурить породу той или иной плотности.

Приборные отсеки содержали:

  • различные приборы;
  • бортовой радиокомплекс;
  • управляющий блок;
  • источники электрической энергии;
  • систему терморегулирования;
  • средства радиоизмерения высоты нахождения и скорости движения при посадке;
  • аппараты для измерения радиации и температуры на поверхности спутника, а также на пути к нему.

Двигательная установка состояла из:

  • главного двигателя, который мог включаться любое количество раз и имел управляемую тягу для торможения;
  • пары двигателей малой тяги, которые включались на последнем этапе посадки.

Снаружи посадочной ступени стояли бортовые радиоантенны, реактивные двигатели и прочие приборы.

Ракета «Луна-Земля»

Это был ракетный блок, оснащённый реактивными двигателями жидкостного типа и топливными  баками, средний из них держал приборный отсек цилиндрической формы. Внутри этого отсека была установлены:

  • управляющие приборы;
  • радиоприборы;
  • аккумуляторы;
  • прочие приборы, необходимые на борту.

Снаружи ракеты находились две пары антенн. Сверху лентами из металла крепился ВА, способный отделиться по радиокоманде.

Возвращаемый аппарат

Возвращаемый аппарат выглядел как металлический шар с теплозащитным покрытием внешней стороны.  Покрытие было необходимо для защиты от нагрева при входе в земную атмосферу. В отсеках шара находились:

  • в первом – радиопередатчики, посылающие сигналы при спуске на парашюте, аккумуляторы, устройство управления парашютом;
  • во втором – парашют, антенны передатчиков, баллоны с газом для обеспечения нужного расположения аппарата после приземления;
  • третий служил контейнером для лунных образцов и имел отверстие, закрывающееся герметической крышкой.
Луна-16
Станция «Луна-16»
1 Возвращаемый аппарат.
2 Ленточное крепление возвращаемого аппарата.
3 Антенна на взлетной ступени.
4 Приборный отсек взлетной ступени.
5 Топливные баки взлетной ступени.
6 Телефотометр.
7 Приборный отсек посадочной ступени.
8 Штанга грунтозаборного устройства.
9 Грунтозаборное устройство.
10 Один основной и два управляющих ракетных двигателя посадочной ступени (в данном ракурсе рисунка не видны).
11 Посадочные стойки.
12 Тарельчатые опоры.
13 Топливные баки посадочной ступени.
14 Ракетные двигатели малой тяги для управления в полете.
15 Ракетный двигатель взлетной ступени (на рисунке закрыт приборным отсеком).
16 Малонаправленная антенна на посадочной ступени.

Полёт

Хроника полёта, который стал важным достижением космонавтики, была такова:

12.09.70. В 13 часов 26 минут по Всемирному времени запущена ракета-носитель. АМС «Луна-16» встала на траекторию движения к естественному спутнику Земли.

13.09.70. Траектория скорректирована, что позволило вывести АМС в нужную расчётную точку.

17.09.70. Станция «Луна-16» встала на лунную орбиту. Здесь она будет находиться три дня, за это время её орбита будет изменена дважды для обеспечения необходимой ориентации.

20.09.70.  В 5:18 по Всемирному времени совершено мягкое прилунение на спутницу Земли в район Моря  Изобилия. Снижение и замедление достигнуто путём включений-выключений посадочного двигателя. После этого вертикальное снижение до полной посадки выполнялось за счёт пары двигателей малой тяги. Прилунение было совершено в полуторах километрах от расчётного места. Станция коснулась лунной поверхности после захода Солнца и находилась на Луне в полной темноте. В этот же день устройство по забору грунта выполнило бурение поверхности и взятие лунного грунта, поместило его в герметичную капсулу и доставило в отсек возвращаемого аппарата. Масса АМС на Луне составила 1880 кг.

21.09.70. Ракета в 10:43 по Москве (7:43 мирового времени) стартовала с лунной поверхности с возвращаемым аппаратом АМС «Луна-16». Двигатель находился в рабочем положении до той поры, пока скорость ракеты не составила 2,708 км/сек. Ракета встала на траекторию полёта к родной планете.

24.09.70. ВА был отделён от ракеты и через 3 часа 20 минут в 8:10 по Москве вошёл в атмосферу Земли. Тормозной парашют раскрылся на высоте 14,5 км. Через 16 минут после этого была совершена мягкая посадка. «Луна-16» приземлилась в 80 км от г. Джезказган (Казахстан) – всего за 30 км от расчётной точки посадки. За 12 минут до касания поверхности Земли, АМС была обнаружена благодаря радиосигналам, и её спуск проходил под наблюдением с вертолёта.

Интересно, что уверенности в том, что приземлившуюся станцию «Луна-16» удастся легко обнаружить, не было. Небольшой вес возвращаемого аппарата не представлял возможности установить на нём приборы, обеспечивающие высокую точность приземления. В случае отказа радиомаяка «Луна-16» могла бы потеряться, особенно при плохих погодных условиях. Однако радиомаяк сработал отлично, и погода выдалась идеальной.

Таким образом, на Землю были привезены образцы лунного грунта общей массой 101 гр, которые были взяты в Море Изобилия. «Луна-16» стала пионером среди непилотируемых летательных аппаратов, доставивших внеземное вещество на нашу планету (до неё доставка осуществлялась только пилотируемыми экспедициями «Апполон-11» и «Апполон-12»). Это было успешным  решением сложнейшей научно-технической задачи и позволило Советскому Союзу на шаг обогнать США.

Исследование лунных образцов позволило выяснить их физические свойства и химический состав и провести сравнительный анализ. Кроме всего прочего, было обнаружено, что возраст Земли примерно равен возрасту её спутника.

Достижения АМС «Луна-16»

По возвращению станции домой, Международная авиационная федерация отметила следующие её достижения:

  • посадка на Луну и возвращение после этого обратно;
  • доставка на естественный спутник ракеты «Луна-Земля» с ВА;
  • непилотируемый старт с лунной площадки;
  • доставка людям лунных пород.

Кроме того, были зарегистрированы следующие рекорды максимальных масс в классе С:

  • лунной породы, привезённой на нашу планету аппаратом-роботом;
  • доставленной на Луну;
  • возвращённой с Луны.

Интересные факты

Доставленный АМС «Луна-16» образец грунта представлял собой порошок тёмно-серого цвета, легко слипающийся в отдельные комки, и значительно отличался по свойствам от нашей земной пыли. Часть пробы была представлена крупнозернистым фрагментом породы.

Несколько крупинок лунного грунта, которые доставила «Луна-16», были помещены в ёмкость и подарены второй супруге С.П.Королёва – Н.И.Королёвой за заслуги её мужа в реализации космических программ. Позже эти крупинки были предметом торга на аукционе Сотбис.

Оцените статью
Добавить комментарий