Самая большая галактика IC 1101

Самая большая галактика IC 1101 Галактики

Галактика (туманность) – это система, состоящая из звёзд, межзвёздного газа, пыли, тёмной материи и иных объектов, связанных между собой гравитацией. Самая большая галактика, открытая астрономами — IC 1101. Несмотря на свои большие размеры, разглядеть её невооружённым глазом невозможно, так как её величина равна 10,8 (без дополнительных приборов и при условии наличия хорошего зрения человек может разглядеть объекты 6 величины).

Размер туманности

Галактика IC 1101 чрезвычайно огромна: её диаметр – приблизительно 6 миллионов световых лет. Количество звёзд в ней трудно поддаётся воображению – 100 триллионов. Находится этот объект в созвездии Девы и удалён от Земли свыше миллиарда световых лет.

Галактика IC 1101 в 60 раз больше Млечного пути (примерно 6 млн световых лет) и тяжелее – в 2 тыс. раз. Примечательно, что вес Млечного пути превышает массу Солнца «всего лишь» в 1 – 3 миллиона раз. Это означает, что галактика IC 1101 весит несколько квадриллионов масс Солнца (то есть 2*1027 тонны).
Если бы это гигантское скопление находилось на месте нашей Млечного пути, то оно поглотило бы ближайшие к нам туманности (видимые при ясном небе невооружённым глазом): два Магеллановых облака, Туманность Андромеды и М33, которая находится в созвездии Треугольника и расположена от нас примерно 3 млн световых лет.

Такие большие размеры IC 1101 объясняются тем, что она сталкивалась с гораздо меньшими телами. Описываемый космический объект является не только монстром, но ещё и невообразимым хищником, постоянно поглощающим более мелкие тела.

В дополнение к большому размеру, самая большая галактика имеет сверхмассивную чёрную дыру. Это наибольший объект подобного класса, замеченный астрономами. Все сверхмассивные чёрные дыры находятся в центрах звёздных скоплений.

Впервые IC 1101 была открыта У. Гершелем, британским астрономом. С тех пор она не перестаёт вызывать интерес исследователей: ведь со временем стало очевидно, что это сверхгигантская эллипсообразная система.

Характеристики галактики IC 1101
Характеристики галактики IC 110

Особенности этого космического объекта

Он причисляется к умирающим галактикам (жёлтым). Это означает, что в ней образуется гораздо меньше звёзд, чем исчезает. Выживает сверхбольшое скопление звёзд за счёт поглощения иных космических объектов. Самая большая галактика не сможет существовать без присоединения к себе новых тел.
Объект имеет чётко выраженную сферическую структуру с уменьшающейся по краям яркостью. В ней имеется большое количество красных и жёлтых гигантов, а также красных и жёлтых карликов и некоторого количества белых звёзд с не очень высокой светимостью. В самой большой галактике отсутствуют бело-голубые гиганты и сверхгиганты.

Отсутствует также так называемая полевая материя (видна как тёмные полосы на непрерывном фоне звёзд). IC 1101 отличается также сжатием. Из-за небольшого содержания газа и наличия старых звёзд считается, что объекты, похожие на IC 1101 представляют собой конец эволюции.

Роль чёрной дыры

Сверхмассивная чёрная дыра, находящаяся в галактике IC 1101, поглощает большое количество газа и пыли. Поэтому она является причиной замедления роста эллиптического скопления звёзд. Её масса больше солнечной примерно в 17 млрд раз.

Чёрная дыра есть в любой галактике, и IC 1101 – не исключение. Объект со сверхвысокой массой влияет на гравитацию, способствует формированию новых звёзд.

Однако самая большая галактика постепенно исчерпывает запасы межзвёздного газа – основного источника образования звёзд. Чем больше чёрная дыра, тем больше «исходного материала» она в себя поглощает. Получается, массивная чёрная дыра лишает скопление источника для звездообразования, из-за чего она «стареет». Существование звёздных скоплений подобного рода возможно только благодаря захвату подобных объектов.

Какое будущее этого звёздного скопления

Самая большая галактика находится на последней стадии своего развития. Придёт время, и в скоплении полностью закончится газ и пыль, и новые звёзды уже не будут появляться. Однако в этом случае это ещё не смерть звёздного скопления. Оно способно найти соседнюю звёздную систему, чтобы слиться с ней. Таким образом, поддерживается дальнейшее существование скопления IC 1101.

Существует теория, которая доказывает, что все галактики в будущем сольются в один эллиптический гигант невообразимо огромных размеров. Согласно теории Большого взрыва, через 22 млрд лет любое скопление звёзд, пыли, газа должно прекратить своё существование. Однако экспериментальные доказательства этой гипотезы недостаточны.

IC 1101 представляет огромный интерес для исследователей. Она скрывает в себе большое количество тайн. Их разгадка прольёт свет на вопросы эволюции звёзд и их существования в будущем.