Луноход-1

Луноход-1 Луна

Этот аппарат стал первым в мире планетоходом, успешно функционирующим на другом космическом объекте в период с ноября 1970 г. по сентябрь 1971 г. Луноход-1 принадлежит к серии самоходных устройств, управляемых дистанционным способом, используемых в исследовании Луны.

Описание

Основное предназначение – изучение отличительных особенностей поверхности, выполнение радиоактивных, а также рентгеновских замеров, определение хим. состава грунта.

Вес планетохода составляет 0.756 т., шасси и ходовая с приводом весят 105 и 88 кг соответственно. Максимальная длина – 4 42 м, ширина верхней и нижней частей – 2.15 и 1.6 м, высота – 1.92 м.

Колёсная база устроена по формуле 8 на 8, трансмиссия работает на электрических двигателях, колёсный привод – индивидуальный. Для изготовления колёс использовалась металлическая сетка с лопатками из титана. Благодаря особой конструкции, колеса обеспечивали прохождение выступов высотой до 0.35 м и позволяли преодолевать трещины, ширина которых не превышала одного метра.

Луноход-1 способен передвигаться в двухскоростных режимах – на 0.8 и 2 км/ч, обеспечивающих движение передним и задним ходом. Тормоза представлены электродинамическими замедлителями и механической однодисковой системой с электроприводом.

При развороте на месте Луноход-1 создавал нулевой радиус, в движении этот показатель достигал 2.7 м

В комплект Лунохода-1 входили следующие основные части:

  • две камеры, выполняющие фотоснимки. Одна являлась рабочей, другая находилась в запасе;
  • спектрометр, измеряющий электромагнитное излучение;
  • рентгеновский телескоп, через который велось наблюдение за удалёнными объектами;
  • одометр, измеряющий колёсные вращения. По его данным учёные определили общее расстояние, проделанное техникой;
  • радиационный детектор, отслеживающий показатель активности радиации;
  • рефлектор, измеряющие удаление между парой точек на лунной поверхности лазером.

Связь с планетой Земля поддерживалась через установленные на корпусной части антенны. Луноход-1 управлялся с помощью пульта, пилотировал его В. Довгань.

Подробности запуска

Чтобы переместить Луноход-1 к намеченному месту, задействовали межпланетный корабль Луна-17, с помощью ракетного носителя Протон выведенную на орбиту трёхступенчатым носителем и разгонным блоком. Запуск осуществлялся с космодрома, расположенного на территории Казахстана и известного под названием Байконур.

По времени перелёт к пункту назначения длился одну неделю. Управление межпланетной станцией организовывалось с Земли, дважды астрономы несколько меняли полётную траекторию, чтобы в результате аппарат приземлился в заблаговременно намеченное место.

Станция приблизилась к Луне 15.11.1970 г., перешла на орбиту вращающегося вокруг Луны. Снижение началось 16 ноября, и около семи утра 17 числа посадка завершилась успехом. Местом её считается Море дождей, находящееся в северо-западном направлении лунной стороны, которая видна с Земли.

Как только тщательный осмотр зоны посадки был завершён, Луноход-1 в то же утро (около 9.30), выехал на грунт. Этот момент считается отправной точкой для начала изучения лунного рельефа.

Успехи, достигнутые во время работы

Управлялся Луноход-1 дистанционно, из Центра, обеспечивающего дальнюю космическую связь. Для этого был отобран и подготовлен особый экипаж, состоящий из командира, водителя, штурмана, оператора и бортового инженера. В команду отбирались военнослужащие, у которых отсутствовал даже минимальный опыт вождения наземных транспортных средств, чтобы исключить его довление в работе с космическим аппаратом.

Назначенные для управления офицеры подверглись медицинскому осмотру, который практически не отличался от комиссии для кандидатов в космонавты, прошли курс обучения и тренировок на крымском лунодроме, рельефная поверхность которого была схожа с лунной, имела углубления, кратеры, разломные участки, разные по величине каменные россыпи.

Члены команды, получая теле изображения и телеметрические сведения, по спец. пульту, предназначенному для управления, передавали распоряжения на Луноход-1. Такой вариант управления движениями аппарата отличался специфическими особенностями, объясняющимися отсутствием воспринимаемого руководителем в процессе передвижений, задержками, возникающими в момент приёма и отправки распоряжений, зависимостью параметров работы шасси от имеющихся для движения условий. Это вынуждало команду с определённым упреждением предугадывать вероятные передвижения и вероятные препятствия, которые возникали на маршруте Лунохода-1.

В первые же сутки команда самоходного агрегата привыкала к необычным телевизионным изображениям – передаваемые снимки получалась контрастными, полутени на них отсутствовали.

Управление агрегатом осуществлялось поочерёдно, заступавшие на смену экипажи менялись спустя два часа. Сначала планировалось, что смены будут более продолжительными, но практика доказала, что за двухчасовой отрезок времени члены команды полностью «измочаливались».

В первый день управляемый аппарат изучал место высадки станции, одновременно испытывались все его системы, команда получала водительский опыт.

На протяжении трёх месяцев Луноход-1 помимо обследования подопытной поверхности работал в рамках заданной программы, отрабатывая навыки по поиску места посадки кабины по подготовительной программе к предстоящему полёту пилотируемой станции.

Зимой 1971 г., когда четвёртые сутки по лунному отсчёту подходили к концу, закончилось выполнение запланированной 3-х месячной рабочей программы самоходного аппарата. Проведённая проверка состояния бортовых систем и их работы доказал, что есть возможность для продолжения эксперимента. На основании полученных выводов было разработано продолжение опытной программы.

Космический аппарат успешно проработал на протяжении десяти месяцев, успев за этот период преодолеть около десятка с половиной тысяч километров. За этот период на земную поверхность передаётся не менее 200 телефотометрических панорамных снимков, свыше 20 000 фотоснимков по малокадровому телевидению. Благодаря таким съёмкам, удалось получить стереоскопические изображения рельефной поверхности, позволяющие проводить более подробное изучение её строения.

Во время работы диагностировали не менее полутора десятков внештатных ситуаций, в виде срабатывания защиты на крен и дифферент, перегрузок электрических двигателей ведущей колёсной пары, непреднамеренные попадания в небольшие кратеры двухметрового диаметра и наклонного угла стенок до 25 градусов. Главными причинами подобных ситуаций стали ошибочные действия в замерах параметров препятствий и удаления до них, потеря ориентировки на месте.

Объяснялось всё просто: высокое Солнце создавало неблагоприятные условия по освещённости, в связи с чем в эти периоды выполнялись работы, не подразумевающие интенсивных передвижений.
Луноход-1 регулярно выполнял физические и механические обследования грунтового состава с целью изучения его особенностей и качеств, проводил химические анализы, замерял магнитные поля на разных участках.

С помощью лазерной локации, установленной на Земле, и отражателя французского производства, смонтированного на самоходном агрегате, получилось замерить расстояние между двумя небесными телами с погрешностью не более трёх метров.

Когда в сентябре 1971 г. наступила одиннадцатая ночь по лунному календарю, температурный режим в герметично закрытом контейнере начал уменьшаться, потому что заканчивался запас изотопного теплового источника, входящего в систему, обеспечивающую подогрев ночью. 30.10 в точке стоянки Лунохода-1 начался двенадцатый день, но самоходный агрегат связь с экипажем не поддерживал. Спустя несколько дней попытки соединиться с ним прекратились.

Имелось ли продолжение истории?

В общей сложности Луноход-1 работал 301 день, что трижды превысило предполагаемые сроки, определённые техническим заданием. Агрегат остался на земном спутнике, и его даже приблизительное месторасположение долго оставалось невыясненным.

Прошло примерно сорок лет, когда физики из Калифорнии, работавшие под началом Т. Мерфи на территории Сан-Диего, нашли Луноход-1 на фотоснимках, сделанных с применением американского зонда. Чтобы провести подобное исследование, ученым пришлось замерить лунную орбиту с погрешностью до 0.1 см, применяя для этого лазерные лучи.

В середине весны 2010 г. учёным из США случайно удалось обнаружить отражатель уголкового типа, послав луч лазера, и получить почти 2 000 фотонов, которые отразил пропавший агрегат.
С помощью такого агрегата удалось получить сведения о поверхности. Кроме того, достигнутые успехи обеспечили Советскому Союзу прорыв в космических гонках с Америкой во второй части двадцатого столетия.

Оцените статью
Добавить комментарий