Войд

Войд - космическая пустота Космос

Войд – область пустоты между галактическими нитями, где нет или почти нет галактик и галактических скоплений. Космическая пустота имеет размеры от 10 до 100 мегапарсек, а в отдельных случаях – до 400 мегапарсек (один мегапарсек – свыше 30 квинтиллионов (10 с восемнадцатью нулями) километров). Крупнейшие области пустоты называются супервойдами. Впервые пустоты в наблюдаемой части Вселенной открыты в 1978 г.

Общие сведения о войдах

В этих огромных областях нет никаких скоплений звёзд и других объектов. Плотность вещества здесь примерно в 10 раз меньше величины, характерной для наблюдаемой Вселенной. Продолжительные наблюдения этих интересных областей позволили предположить, что в них могут находиться протогалактические облака. Из этих разреженных участков могут формироваться галактики. Войды имеют границы – так называемые галактические нити.

Предположительно, что в исследуемых зонах Вселенной, может быть, гипотетическая тёмная энергия. Обнародованные в 2014 году данные наблюдений американских астрономов Пенсильванского университета доказывают наличие небольшого искажения направления распространяющегося света. Возможно, что эти искажения создаются тёмной материей.

Карта сверхскоплений и войдов во Вселенной в пределах 1 млрд световых лет.

Как формируются войды

Проблема образования «пустых областей» связана с крупномасштабной структурой Вселенной. Она показывает распределение вещества в больших масштабах. Здесь хорошо определяются искривления пространства-времени.

Предположительно, что на ранних стадиях расширения космоса вещество отличалось однородным распределением. Во время инфляционного периода, когда температура была невообразимо высокой (10х28 градусов), стремительно возрастали квантовые флуктуации. Они приводили к появлению зон неоднородной плотности материи. В одних направлениях вещество концентрировалось. Войдами стали области с аномально малой плотностью космического вещества.

Описанные процессы могли происходить при условии учёта тёмной материи. Без её распределения (к тому же неравномерного) нельзя представить неоднородный облик современной наблюдаемой Вселенной.

Из чего состоят «пустые зоны»

Искажение преломления света, обнаруженное недавно астрономами, объясняется тем, что в пустотах может находиться тёмная материя. Она не имеет электромагнитного поля и недоступна для прямого наблюдения. Состав, природа этого вещества неизвестна. Её можно обнаружить только путём косвенных наблюдений и сложных математических расчётов.

Тёмная материя должна состоять из слабо взаимодействующих и массивных элементарных частиц. На данное время не найдены частицы, которые бы отвечали указанным критериям.

Где расположены ближайшие пустоты

Наиболее близкая к нам космическая пустота – это войд Козерога. Он локализован близко к сверскоплениям Змееносца и Павлина-Индейца. Рассматриваемый объект находится на расстоянии около ста миллионов световых лет от Млечного Пути.

На этом же расстоянии находятся пустоты Волопаса, Скульптора. Они отличаются очень большими размерами. Длина окружности войда Волопаса – примерно 250 миллионов световых лет.

Самые большие войды

Пустоты в космосе могут достигать огромных, впечатляющих размеров. Так, наибольший войд АР-LP 36 равен 400 мегапарсек. Диаметр же Млечного пути составляет около 0,03 мегапарсек.

Менее крупные области также могут поразить исследователей. Например, диаметр Южного локального супервойда составляет 112 мегапарсек. Он находится около сверхскопления в созвездии Девы. В этот войд входит галактика Млечный путь и, следовательно, наша планета.

Изучение пустот сделало огромный взнос в развитие современных представлений о космосе, о природе тёмной материи и тёмной энергии, нейтрино.

Перед астрономами открывается большое количество нерешённых проблем при исследовании природы космических пустот. На сегодня их природа, физические свойства изучены слабо. Исследование этих объектов является перспективным для современных астрономов. Возможно, что с изобретением новых технологий и методов астрономических исследований удастся узнать природу, свойства, состав таинственных областей в наблюдаемой части Вселенной.